06.03.2011 | «Иисус Христос – суперзвезда». Вот уже 40 лет
Идея либретто рок-оперы "Jesus Christ Superstar" возникла у ее автора Тима Райса после прочтения новеллы Леонида Андреева «Иуда Искариот» В череде юбилеев прошлого года как-то совсем потерялся и прошёл незамеченным «круглый» день рождения величайшей в мире рок-оперы, носящий в своём названии орфографическую неточность. Речь о Jesus Christ Superstar, чьё премьерное исполнение состоялось 1 марта 1970 года в лондонском «Альберт-холле». Тогда же вышла и первая, каноническая запись, изумившая мир своей красотой и смелостью. 40 лет назад, в октябре 1971-го, рок-опера была впервые поставлена на сцене – на Бродвее. Ключи жизни Это пример того, как спорное, конъюнктурное и отчасти скандальное сочинение, созданное юными выскочками, сделанное вразрез с академической традицией, хотя и под её бесспорным влиянием, оказывается величайшим произведением искусства, способным воздействовать на людей и обращать их к Богу. Во время работы над музыкой и партитурами композитору Эндрю Ллойду Уэбберу был всего 21 год. Опера представляет собой повествование о последних семи днях жизни Иисуса из Назарета с момента появления его в Иерусалиме на Пальмовое (Вербное) воскресенье и до момента смерти по приказу Понтия Пилата. Спросите, в чём конъюнктурность рок-оперы номер один? Иисус был представлен как «первый в истории хиппи» Создатели наполнили новым звучанием и даже новым содержанием самую главную историю на Земле – помогла им в этом собственная дерзость, на грани благоразумия. Новое содержание – это к тому, что в тексты зонгов были включены упоминания о реалиях современного мира, погрязшего в холодной войне и алчности. Профанация на грани богохульства заключалась в том, что древнему миру пророков и царей приписывались современные нравы. Первоначально мюзикл предполагалось назвать просто «Иисус Христос», но либреттист Тим Райс чувствовал, что в названии явно чего-то не хватает. Увидев в газете заголовок «Том Джонс – мировая суперзвезда», он понял: оно! Либретто насыщено сатирическими эпизодами и репликами, высмеивающими поп-звёздность и мир музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом как антрепренёр, называя его популярность в народе «хитовой» – вот чем можно объяснить удивительную легковесность музыкальной темы (фокстрот), одной из самой популярных в этой опере. Церковные лидеры (первосвященник Каиафа, его тесть Анна и др.), обсуждая Иисуса как политически опасного гастролёра, перефразируют известную фразу Джона Леннона о том, что «Битлз» сейчас популярнее Иисуса Христа: «Что же нам делать с этой Иисусоманией?… С тем, кто популярнее даже Иоанна, гастролировавшего со своим крещением?» В связи между смертью Иисуса и его вечной славой можно усмотреть ещё одну прямую аналогию с музыкальным бизнесом, для интересов которого хорошо, если звезда «своевременно» умирает и таким образом становится коммерчески выгодной «иконой» на все времена. Источник: http://rus.ruvr.ru |
|
© 2024 Автор допускает использование материалов сайта при наличии активной ссылки: www.sancristo.ru
|